Психология. «Пять травм, которые мешают быть самим собой» Лиз Бурбо

Лиз Бурбо — французский философ, психолог, учитель, просветитель, автор нескольких бестселлеров, основательница одного из крупнейших центров личностного развития в Квебеке. «Пять травм, которые мешают быть самим собой» - книга понравится тем, кто хочет понять причины личных душевных травм и вылечить их.

В книге рассказывается о нашей личной ответственности перед самими собой. Когда мы причиняем душевную боль другому человеку, мы неминуемо наносим ее и себе, и эти страдания сопровождают следующие поколения. Автор предлагает перестать искать виновных, поскольку все мученики и злодеи сидят внутри каждого из нас. Выводы книги обязательно помогут улучшить качество нашей жизни.

 

Так как эти душевные травмы человек получает, начиная с раннего детства, то Лиз Бурбо рассматривает их в хронологическом порядке:

«отвергли»,
«покинули»,
«унизили»,
«предали»,
«были несправедливы».

 

Вместе с объяснением этих травм, психолог предлагает читателю познакомиться и с так называемыми масками, которые человек вынужден создать, чтобы защитить себя от пережитой душевной боли.

 

Эти маски призваны в течение жизни прикрывать полученные травмы, поэтому у каждой травмы есть своя маска: у травмы «отвергли» — маска «беглец», «покинули» — «зависимый», «унизили» — «мазохист», «предали» — «контролирующий», «были несправедливы» — «ригидный (жесткий)».

 

В этой книге Лиз Бурбо говорит о личной ответственности каждого человека, в первую очередь не перед кем-то, а перед самим собой, перед своей душой, перед собственным здоровьем. Все душевные травмы, нанесенные кому бы то ни было, ты неминуемо наносишь себе. Так что страдания передаются из поколения в поколение. Из детских травм, из привычных страданий вырастают страдания массовые, всеобщие, и принимают форму социальных, государственных, мировых кризисов. Предательство, несправедливость, унижение, муки отвергнутой, покинутой души — это, как показывает Бурбо, глубоко личные травмы; но разве не они составляют основу, если не сущность, всех человеческих страданий? Получается, что незачем жаловаться на кого-то или что-то, незачем ловить и карать злодеев, поскольку закоренелый злодей — он же мученик — сидит в каждом из нас.